- Главная страница
- Поселение
- История поселения
История Черноануйского сельского поселения
На заре истории
Немногим более ста лет назад на месте нашего села шумел густой лес, лежали кругом необжитые людьми земли.
Первыми облюбовали эти места бухторминские казахи, бежавшие в эти края из мест, где они эксплуатировались своими баями и зайсанами, бежавшие от мусульманских обычаев, мучивших их непосильными калымами.
Кто-то из русских попов подсказали им, что если они примут православную веру, они смогут здесь жить постоянно, не боясь, что их могут вернуть туда, откуда они бежали.
Послушавшись этого совета, беженцы перекрестились в русскую веру, получили русские фамилии и стали придерживаться православных обычаев. Занимались они исключительно скотоводством. Зимовали они вниз по течению Иртыша, а весной поднимали сюда свой скот на летние пастбища.
Из рассказа давнего жителя Черного Ануя Синицина Виктора Парфеновича узнаем, что его дед приехал в эти места с семьей в 1848 году из Локтя. Облюбовав место на берегу Чергушки, он построил здесь первую избу. Кругом был старый лиственный лес и между деревьями ютились юрты казахов.
Как рассказывает Синицын В. П., так и стояла одна изба много лет и топилась она по – черному. Окна были затянуты скотской брюшиной, отапливали ее сучьями, принесенными из лесу. Когда отец Синицына В. П. был еще мальчишкой, дед добыл где-то телегу на деревянном ходу. Телега издавала такой скрип, что его было слышно за версту и дальше. В конце концов ее хозяин додумался брать с собой в дорогу ведро с коровьим навозом и, по мере надобности, смазывать им оси телеги. Скрипу слышно не стало.
С 1888 года сюда стали приезжать русские. Одними из первых были Оходовы. Они поставили небольшой кожевенный завод в 27 километрах ниже теперешнего села. Оходовы весной посадили овощи: картофель, морковь, капусту, чего старые никогда не делали, кроме животноводства ничем не занимались.
Русскими село заселялось очень быстро. Сюда ехали и тамбовские, и воронежские, и мордовские жители. Наших старожилов: Кожушкину Дарью привезли сюда восьмилетней девочкой, а Печуркину Евдокию трех месяцев от роду. С приездом новых поселенцев возросли культура и быт жителей села. Обживаясь на новом месте, многие русские династии становились зажиточными. Строили кожевенные и маслодельные заводы, мельницы. Кто посильнее заняли лучшие земли и урочища. Так Кудрявцевы обосновались в Тог – Алтае, Зарубины – в Шинке. Те, кто победнее, занимались извозом, топили серу, жгли известь, варили деготь. Все это возили в степь, меняли там на хлеб, чай, сахар, другие товары. Этим и жили.
В то время в Черном Ануе появились первые купцы. Макушин Сергей Иванович обратился к местным казахам, поручил им построить по его замыслу двухэтажный дом и лавку. Дом был построен, лавка открыта. Местное население, том числе и казахи, стали покупать, выменивать там мануфактуру, привозимую купцом из городов. Многие здания, построенные русскими купцами и владельцами заводов и мельниц, быстро разбогатевшими на дешевой рабочей силе, стоят и по сей день. Служат административными зданиями , жилыми домами. Макушин еще до революции сдал свой дом под больницу в аренду.
С увеличением производства товаров набирала темпы торговля. Каждое лето в Черном Ануе организовывали ярмарки. Продавали все, но особенно большой спрос был на кумыс. Производили его местные казахи. Они к тому времени были вытеснены русскими из села, но, решив, что эти места стали для них родными, далеко не поехали, обосновали новую деревню – Турату.
На ярмарки приезжали купцы из многих городов России. Были случаи, когда наведывались и заграничные гости. К Савватею Чеканцеву приезжал брат из Англии. Обманывал, обобирал местных жителей, увозил с собой целые обозы добром. Наживалась на темноте и доверчивости простого народа и местная буржуазия. Например, в деревне был завод по выделке кож. Кожи с населения собрали и заводишко сгорел. Хозяин получил страховую ссуду, а народу сказал, что кожи сгорели. Потом эти кожи тайно продали в Солонешенском районе. Сгореть-то они не смогли: были замочены в чанах.
Вот таким большим, почувствовавшим цивилизацию, испытавшим власть богатых над бедными, с ростками недовольства угнетением и встретило наше село революцию.
Время образования Черноануйского сельского Совета в списке значится с 04.08.1920 года Черноануйской волостью Бийского уезда Алтайской губернии. С 27.05.1924 года Солонешенского района Бийского уезда. С 25.05.1925 года Солонешенского района Бийского округа Сибирского края, с 30.07.1930 года Солонешенский район Западно-Сибирского края, а с 10.05.1931 года был передан в Усть-Канский аймак Ойротской а.о.
В состав Черноануйского сельского совета входили населенные пункты: Черный Ануй, Турата, Каракол. На 1 июня 1935 года в сельсовете проживало 1202 человека, находились кол¬хозы: «Кызыл Нацмен», «Партизан», «Горный партизан», «Память Чкалова», Ворошиловский. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 января 1948 г. Ойротская автономная область переименована в Горно-Алтайскую.
В марте 1963 года аймаки переименованы в районы. Адрес центра сельсовета стало: село Черный Ануй Усть-Канского района Горно-Алтайской автономной области.
В 1995 году в соответствии с Указом президента России исполнительные органы реорганизованы в сельские администрации. Черно-Ануйский сельский совет стал называться «Черно-Ануйская сельская администрация» Усть-Канского района Республики Алтай. С 2006 года Черно-Ануйская сельская администрация стала – сельская администрация муниципального образования Черноануйское сельское поселение Усть-Канского района Республики Алтай.